Содержание

УПРАВЛЕНИЕ


ПОЛИТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сравнительный анализ социальной эффективности различных механизмов управления сферой физической культуры и спорта

Бабанов А. А., Зубарев Ю. А.

Введение. Сравнительный анализ социальной эффективности различных механизмов управления сферой физической культуры и спорта

Методы. В соответствии с заявленной целью, авторы использовали следующие методы: контент-анализ научных работ, посвященных вопросам управления и финансирования массового спорта у нас и за рубежом; сравнительный анализ различных моделей развития массового спорта; обобщение результатов исследования и выводы.

Анализ. В работе проводится анализ организационных и финансово-экономических механизмов, регулирующих развитие массового спорта в РФ и за рубежом.

Заключение. Социальную эффективность управления массовым спортом в нашей стране можно признать недостаточной. Повысить вовлеченность в занятия массовыми спортивными практиками можно активизируя пропаганду здорового образа жизни среди населения и мотивируя его всеми возможными средствами, а также увеличив внебюджетное финансирование данного сектора физической культуры и спорта, позволяющее уменьшить затраты граждан на занятия спортом из семейного бюджета.

Ключевые слова: социальная эффективность, массовый спорт, управление, методы регулирования, модели развития.

Comparative analysis of social efficiency of different management mechanisms in the sphere of physical culture and sport

Introduction. The article provides a comparative analysis of the effectiveness of various mass sports management mechanisms in our country and abroad.

Methods. In accordance with the stated goal, the authors used the following methods: content analysis of scientific papers on the management and financing of mass sports in our country and abroad; comparative analysis of various models of the development of mass sports; generalization of research results and conclusions.

Analysis. The paper analyzes the organizational and financial and economic mechanisms that regulate the development of mass sports in the Russian Federation and abroad.

Conclusion. The social efficiency of managing mass sports in our country can be considered insufficient. It is possible to increase involvement in mass sports practices by activating the promotion of a healthy lifestyle among the population and motivating it by all possible means, as well as by increasing extra-budgetary funding for this sector of the FKiS, which makes it possible to reduce the costs of citizens for sports from the family budget.

Keywords: social efficiency, mass sports, management, regulation methods, development models.

Цели и принципы региональной молодежной политики

Захарова И. В., Селезнёв Д. О.

Введение. В условиях трансформации социально-экономических процессов в нашей стране потенциал развития во многом обусловлен активностью молодёжи. Регионы России традиционно имеют значительную дифференциацию по экономическому уровню,качеству жизни, природно-климатическим условиям, демографической структуре. Эффективные модели региональной молодёжной политики позволяют нивелировать возникающие социальные проблемы. Цель исследования – проанализировать эффективную практику региона по созданию привлекательных для молодёжи условий жизнедеятельности, на основе чего определить принципы построения региональной молодёжной политики, которая способствует реализации стратегических задач социально-экономического развития территории.

Методы. Для реализации данной цели применены методы логического и системного анализа, анализ статистических данных, изучение и обобщение опыта регионального управления.

Анализ. Рассматриваются проблемы реализации молодёжной политики в регионах России. Обосновывается, что эклектичные проекты, программы, мероприятия разрозненных органов власти, направленные на решение проблем молодых людей, не являются полноценной молодёжной политикой. Указывается на отсутствие точных критериев эффективности управления в этой сфере. Рассмотрен опыт Ульяновской области в реализации молодежной политики. Обобщаются методы активизации молодёжной инициативы и создания условий самореализации молодых людей.

Результаты. Выделены основные направления современных научных исследований молодёжи как субъекта в системе общественных отношений: социокультурное, социально-экономическое, общественно-политическое. Названы приоритетные социальные проблемы молодёжи, на решение которых направлены административные усилия в рамках регионального управления. Сформулированы принципы выстраивания молодёжной политики, способствующей решению стратегических задач развития страны.

Ключевые слова: молодёжь, региональная политика, стратегические цели, социально-экономическое развитие, общественная инициатива, проект, молодёжные организации.

Goals and principles of regional youth policy

Introduction. In the conditions of transformation of socio-economic processes in our country, the development potential is largely due to the activity of young people. The regions of Russia traditionally have significant differentiation in terms of economic level, quality of life, natural and climatic conditions, and demographic structure. Effective models of regional youth policy make it possible to neutralize emerging social problems. The purpose of the study is to analyze the effective practice of the region in creating attractive living conditions for young people, on the basis of which to determine the principles of building a regional youth policy that contributes to the implementation of strategic objectives of socio–economic development of the territory.

Methods. To achieve this goal, methods of logical and system analysis, analysis of statistical data, study and generalization of regional management experience were applied.

Analysis. The problems of the implementation of youth policy in the regions of Russia are considered. It is proved that eclectic projects, programs, activities of disparate authorities aimed at solving the problems of young people are not a full-fledged youth policy. It is pointed out that there are no precise criteria for the effectiveness of management in this area. The experience of the Ulyanovsk region in the implementation of youth policy is considered. The methods of activating youth initiative and creating conditions for self-realization of young people are summarized.

Results. The main directions of modern scientific research of youth as a subject in the system of public relations are highlighted: socio-cultural, socio-economic, socio-political. The priority social problems of young people are named, which administrative efforts within the framework of regional management are aimed at solving. The principles of building a youth policy that contributes to the solution of strategic tasks of the country's development are formulated.

Keywords: youth, regional policy, strategic goals, socio-economic development, public initiative, project, youth organizations.

ПАРАДИГМЫ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ

Становление советской системы публичной власти с 1918 до начала 1930-х годов

Фомин А. Н.

Введение. В статье исследуется советская система публичной власти с 1918 до 1930-х годов. Основная цель работы – раскрыть экономические и политические отношения советского общества, детерминирующие функционирование и трансформацию советской системы управления в ее первое десятилетие.

Методы. В ходе работы над статьей использовались методы структурного, исторического и сравнительного анализа элементов системы публичной власти и управления, действующей в советской России с 1918 по начало 1930-х годов. Исследование осуществлялось от общего к частному, после чего посредством синтеза формировалось целостное представление об изучаемом явлении.

Анализ. Рассмотрена модель организации органов публичной власти в начальный период развития советский государственности с 1918 по начало 1930-х годов. Дана характеристика политических особенностей рассматриваемого периода, раскрыт порядок формирования центральных, региональных и местных органов публичной власти, представлено схематическое изображение указанной модели, позволяющее наглядно проследить линии взаимосвязей между органами публичной власти, особенности их формирования и взаимодействия.

Результаты. В результате проведенного исследования сформулированы основные черты, действующей в тот период модели политического и государственного устройства; рассмотрен порядок формирования центральных, региональных и местных органов публичной власти в советской России; представлено схематическое изображение порядка формирования и взаимодействия указанных органов публичной власти; даны предложения о целесообразности использования политического и управленческого опыта в период становления советского государства в формировании и работе современных органов публичной власти и управления.

Ключевые слова: система публичной власти, государственное управление, местное самоуправление

Establishment of public power in the Soviet Union from 1918 to the early 1930s

Introduction. The article examines the Soviet system of public authority from 1918 to the 1930s. The main goal of the work is to reveal the economic and political relations of the Soviet society, which determine the functioning and transformation of the Soviet system of governance in its first decade.

Methods. In the course of work on the article, methods of structural, historical and comparative analysis of the elements of the system of public authority and administration, operating in Soviet Russia from 1918 to the early 1930s, were used. The study was carried out from the general to the particular, after which a holistic view of the phenomenon under study was formed through synthesis.

Analysis. The article considers the model of organization of public authorities in the initial period of development of the Soviet statehood from 1918 to the early 1930s. The characteristic of the political features of the period under review is given, the procedure for the formation of central, regional and local public authorities is disclosed, a schematic representation of this model is presented, which makes it possible to visually trace the lines of relationships between public authorities, the features of their formation and interaction.

Results.As a result of the study, the main features of the model of political and state structure that were in force at that time were formulated; considered the procedure for the formation of central, regional and local public authorities in Soviet Russia; a schematic representation of the procedure for the formation and interaction of these public authorities is presented; proposals are given on the expediency of using political and managerial experience during the formation of the Soviet state in the formation and work of modern public authorities and administration.

Keywords: system of public authority, public administration, local self-government.

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

О некоторых актуальных вопросах обеспечения информационной и ценностной безопасности в России

Лукаш А. И.

Введение. В статье раскрываются угрозы информационной сфере и ценностным установкам России, исходящие от коллективного Запада. Целью работы является систематизация основных угроз информационной, ценностной безопасности Российской Федерации и способов противостояния этим угрозам.

Методы. Исследовательский материл обретал целостность посредством сравнительного анализа конкретных социальных действий специализированных организаций Запада по нанесению вреда информационной сфере и ценностным основам России. Для решения исследовательских задач использовались методы структурного и исторического анализа. Важным фактором в решении поставленных задач были нормативно-правовые акты, позволяющие раскрыть последовательность и принципиальность российской позиции в обеспечении своей безопасности.

Анализ. Раскрыт механизм воздействия на общественное мнение различных социальных групп путем дезинформации потребителя знаний, сведений. Особое внимание уделено манипуляциям общественным сознанием молодежи и выработаны рекомендации по нивелированию этого процесса. Охарактеризована природа фейков, которые направлены на дискредитацию не только национальных ценностей, но и разрушение российского государства. В связи с этим предложены технологии противостояния фейкам.

Результаты. Выводы, сделанные в исследовании по обеспечению информационной и ценностной безопасности России, можно внедрять в современную социально-политическую практику. Механизм внедрения результатов исследования будет зависеть от общества, где есть потребность применения рекомендованных технологий, а также от субъектов и объектов этого социально-культурного процесса.

Ключевые слова: информация, ценности, безопасность, Россия, манипуляция, фейки, политика.

Current issues of ensuring information and value security in Russia

Introduction. The article reveals threats to the information sphere and value systems of Russia emanating from the collective West. The purpose of the work is to systematize the main threats to the information and value security of the Russian Federation and ways to counter these threats.

Methods. The research material acquired integrity through a comparative analysis of specific social actions of specialized Western organizations to harm the information sphere and the value foundations of Russia. To solve research problems, methods of structural and historical analysis were used. An important factor in solving the assigned tasks were regulatory legal acts that made it possible to reveal the consistency and integrity of the Russian position in ensuring its security.

Analysis. The mechanism of influencing public opinion of various social groups through misinformation of the consumer of knowledge and information is revealed. Particular attention is paid to the manipulation of the public consciousness of young people and recommendations are developed to level out this process. The nature of fakes, which are aimed at discrediting not only national values, but also the destruction of the Russian state, is characterized. In this regard, technologies to counter fakes have been proposed.

Results. The conclusions drawn in the study on ensuring the information and value security of Russia can be implemented in modern socio-political practice. The mechanism for implementing the research results will depend on the society where there is a need to use the recommended technologies, as well as on the subjects and objects of this socio-cultural process.

Keywords: information, values, security, Russia, manipulation, fakes, politics.

ЭКОНОМИКА


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Взаимодействие факторов экономического развития территорий (на примере Царицына, Дубовки, Сарепты с момента основания до конца XIX века и Царицына-Сталинграда-Волгограда в XX–XXI веке)

Иванова Т. Б.

Введение. Одно из важнейших направлений региональной политики состоит в создании условий экономического развития. Цель данного исследования – провести анализ взаимодействия природных, технологических и социальных факторов, воздействующих на этот процесс.

Материалы и методы. Использованы путевые записки, монографические исследования, статистические сборники, изданные в период с XVIII века по настоящее время. Выбор объектов исследования обусловлен тем, что они расположены на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Это позволяет выявить особенности изменений в экспериментальном объекте (Царицыне) и двух контрольных (Сарепта и Дубовка). Используется историко-эволюционный и экономико-географический подходы. На основе изучения исторических источников выявляются действовавшие факторы развития и их взаимодействие. Форсмажорные обстоятельства (пожары, войны, пандемии) обозначаются, но подробно не исследуются.

Сравнительный анализ развития Царицына, Дубовки и Сарепты с момента основания до конца XVIII века. Природные, технологические и социальные факторы различным образом взаимодействуя в объектах исследования обусловила стагнацию экономической деятельности в Царицыне, кризису в Дубовке, интенсивному развитию Сарепты. Для Царицына и Дубовки основным было регулирующее воздействие, для Сарепты – технологическое превосходство.

Сравнительный анализ развития Царицына, Дубовки и Сарепты в XIX веке. Основным фактором развития стало расположение объектов исследования, которое определило принятие решения о формировании логистического узла в Царицыне. Из-за сократившихся за счет этого издержек сюда стали перетекать капиталы из других территорий. Создались условия для получения рабочих мест. Дубовка проиграла в конкурентной борьбе в связи с менее эффективными природными условиями, Сарепта из-за социального фактора следования общинным принципам организации производства.

Специфика развития Царицына – Сталинграда – Волгограда в XX–XXI веке. Логистические возможности Царицына обусловили его развитие до 1990 года как центра крупного промышленного производства. Общественная собственность способствовала устранению конкуренции, но постепенно привела к снижению эффективности производства. При переходе к рыночной экономике реализация частных интересов привела к закрытию значительного числа крупных заводов, сокращению числа рабочих мест и оттоку населения из Волгограда. В настоящее время продолжается сложившаяся еще в XX веке тенденция незначительный рост рабочих мест при существенном увеличении объема инвестиций.

Выводы и рекомендации. Природные факторы по характеру своего воздействия на развитие территории являются наиболее устойчивыми. Социальные и технологические в зависимости от уровня развития могут играть друг по отношению к другу различную роль – как сдерживающую, так и стимулирующую. Их анализ надо проводить комплексно, учитывая существующие связи и конкуренцию между населенными пунктами. Большое значение для эффективного развития имеют цели, поставленные перед территорией. В настоящее время они связаны с формированием условий реализации цифровой экономики и обеспечения возможностей осуществлять платформенную занятость. Изменение технологического уклада на основе цифровизации экономики для позитивного воздействия на экономическое развитие территории вызывает необходимость вкладывать ресурсы в повышение качества жизни, привлекая на постоянное место жительства работающих удаленно.

Ключевые слова: факторы экономического развития, XVIII, XIX, XX, XXI век, Царицын, Дубовка, Сарепта, Сталинград, Волгоград

Interaction of factors of economic development of territories (by the example of Tsaritsyn, Dubovka, Sarepta from the date of foundation until the end of the XIX century and Tsaritsyn-Stalingrad-Volgograd in the XX–XXI centuries)

Introduction. One of the most important directions of regional policy is to create conditions for economic development. The purpose of this study is to analyze the interaction of natural, technological and social factors affecting this process.

Materials and methods. Travel notes, monographic studies, statistical collections published in the period from the XVIII century to the present are used. The choice of research objects is due to the close location of settlements. This makes it possible to identify the features of changes in the experimental object (Tsaritsyn) and two control objects (Sarepta and Dubovka). Historical-evolutionary and economic-geographical approaches are used. Based on the study of historical sources, the existing factors of development and their interaction are revealed. Force majeure circumstances (fires, wars, pandemics) are indicated, but are not investigated in detail.

Comparative analysis of the development of Tsaritsyn, Dubovka and Sarepta from the moment of foundation to the end of the XVIII century. Natural, technological and social factors interacting in various ways in the objects of research caused the stagnation of economic activity in Tsaritsyn, the crisis in Dubovka, and the intensive development of Sarepta. For Tsaritsyn and Dubovka, the main thing was regulatory influence, for Sarepta – technological superiority.

Comparative analysis of the development of Tsaritsyn, Dubovka and Sarepta in the XIX century. The main factor of development was the location of the research objects, which determined the decision to form a logistics hub in Tsaritsyn. Due to the reduced costs due to this, capital began to flow here from other territories. The conditions for obtaining jobs have been created. Dubovka lost in the competition due to less efficient natural conditions, Sarepta because of the social factor - following the community principles of production organization.

The specifics of the developmentof Tsaritsyn – Stalingrad – Volgograd in the XX–XXI century. The logistics capabilities of Tsaritsyn led to its development until 1990 as a center of large-scale industrial production. Public ownership contributed to the elimination of competition, but gradually led to a decrease in production efficiency. During the transition to a market economy, the realization of private interests led to the closure of a significant number of large factories, a reduction in the number of jobs and an outflow of the population from Volgograd. At present, the trend that developed back in the XX century continues, a slight increase in jobs with a significant increase in investment.

Conclusions and recommendations. Natural factors by the nature of their impact on the development of the territory are the most stable. Social and technological, depending on the level of development, can play different roles in relation to each other – both constraining and stimulating. Their analysis should be carried out comprehensively, taking into account the existing ties and competition between settlements. The goals set for the Territory are of great importance for effective development. Currently, they are associated with the formation of conditions for the implementation of the digital economy and providing opportunities for platform employment. A change in the technological structure based on the digitalization of the economy for a positive impact on the economic development of the territory makes it necessary to invest resources in improving the quality of life by attracting remote workers to permanent residence.

Keywords: factors of economic development, XVIII, XIX, XX, XXI century, Tsaritsyn, Dubovka, Sarepta, Stalingrad, Volgograd.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Цифровая экономика как важная составляющая экономического развития современного Узбекистана

Махмутходжаева Л. С., Талипова Н. Т.

Введение. Современный Узбекистан является частью мирового экономического сообщества, в этой связи происходящие интеграционные процессы на международном рынке требуют от хозяйствующих субъектов активного вхождения в мировое информационное сообщество, для этого в Узбекистане уделяется особое внимание вопросам развития ИКТ.

Методы. В работе используются различные методы изучения источников информации, позволяющие раскрыть некоторые теоретические вопросы, представить анализ концептуализации цифровой экономики в современном научном дискурсе и понимание того, как представлены в актуальных публикациях ее отдельные аспекты, а также наиболее аргументированные подходы.

Анализ. В статье авторами на теоретическом материале и международном опыте развития цифровой экономики анализируются условия, необходимые для технологического скачка. Выбор именно ИКТ обусловлен тем, что они являются признанными драйверами экономического роста и социального развития.

Результаты. Задача настоящего исследования проанализировать совокупное влияние конкретных технологий на социально-экономические процессы, что позволит раскрыть сущность цифровой экономики и ее развития в Узбекистане.

Ключевые слова: цифровизация, информация, экономика, национальная экономика, информационные технологии, модернизация, реформы, Республика Узбекистан.

Digital economy as an important component of the economic development of modern Uzbekistan

Introduction. Modern Uzbekistan is part of the world economic community, in this regard, the ongoing integration processes in the international market require business entities to actively enter the global information community, for this Uzbekistan pays special attention to the development of ICT.

Methods. The paper uses various methods of studying sources of information that allow revealing some theoretical issues, presenting an analysis of the conceptualization of the digital economy in modern scientific discourse and an understanding of how its individual aspects are presented in current publications, as well as the most reasoned approaches.

Analysis. In the article, the authors analyze the conditions necessary for a technological leap based on theoretical material and international experience in the development of the digital economy. The choice of ICT is due to the fact that they are recognized drivers of economic growth and social development.

Results. The objective of this study is to analyze the cumulative impact of specific technologies on socio-economic processes, which will reveal the essence of the digital economy and its development in Uzbekistan.

Keywords: digitalization, information, economics, national economy, information technologies, modernization, reforms, Republic of Uzbekistan.

ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Основные подходы к формированию политики макроэкономической стабилизации

Федюнина Е. Н.

Введение. В статье предлагается рассмотреть основные подходы к формированию стабилизационной политики, представленных в рамках различных альтернативных экономических школ, что позволяет формировать концепцию стабилизации макроэкономики с учетом современных реалий на основе применения гибридной модели макроэкономической стабилизации.

Материалы и методы. Используемые методы компаративного и сравнительного анализа позволяют систематизировать выбор инструментов регулирования экономикой, представленных в различных экономических школах, и обосновать возможности их применения в современных условиях развития экономики.

Дискуссия. Компаративный анализ проводится на критическом осмыслении сущности, необходимости стабилизационной политики, инструментов ее реализации, особенностей краткосрочной и долгосрочной стабилизации в открытой и закрытой экономике, что позволяет определить преимущества и недостатки кейнсианского, монетарного, неоклассического, институционального подходов, а также способов проведения стабилизации в условиях трансформации экономической системы («шоковая терапия»). Обращается внимание, что стабилизационная политика носит как краткосрочный, так и долгосрочный характер, реализуется в конкретных экономических и институциональных условиях, требующих выбора особого набора инструментов воздействия с определением их вектора направленности.

Заключение. Предлагается гибридная модель макроэкономической стабилизации, направленная на достижение двойного равновесия, с выбором определенных регуляторов и направленностью их воздействия: ключевая ставка, процентная ставка, трансферты, страховые выплаты, налоговая ставка, институты стабилизации и изменение формальных правил.

Ключевые слова: стабилизация, регуляторы, экономические школы, экономическая политика, гибридная модель стабилизации.

Basic approaches to policy formation macroeconomic stabilization

Introduction. The article proposes to consider the main approaches to the formation of stabilization policy presented within the framework of various alternative economic schools, which allows us to form the concept of stabilization of macroeconomics taking into account modern realities based on the use of a hybrid model of macroeconomic stabilization.

Materials and methods. The methods of comparative and comparative analysis used make it possible to systematize the choice of economic regulation tools presented in various economic schools and to substantiate the possibilities of their application in modern conditions of economic development.

Discussion. The comparative analysis is based on a critical understanding of the essence, the need for stabilization policy, the tools for its implementation, the features of short- and long-term stabilization in an open and closed economy, which makes it possible to determine the advantages and disadvantages of Keynesian, monetary, neoclassical, institutional approaches, as well as ways of stabilization in the conditions of transformation of the economic system («shock therapy»). Attention is drawn to the fact that the stabilization policy is both short-term and long-term in nature, implemented in specific economic and institutional conditions that require the choice of a special set of instruments of influence with the definition of their direction vector.

Conclusion. A hybrid model of macroeconomic stabilization is proposed, aimed at achieving double equilibrium, with the choice of certain regulators and the direction of their impact: key rate, interest rate, transfers, insurance payments, tax rate, stabilization institutions and changes in formal rules.

Keywords: stabilization, regulators, economic schools, economic policy, hybrid model of stabilization.